Памятка

Памятка волонтёра-участника мастер-класса

1. В социальном приюте для детей и подростков «Гаврош», которому в августе 2010 года исполнилось 8 лет, проживают дети от 3 до 18 лет с различным социальным статусом. Это и социально опасное положение, и тяжёлая жизненная ситуация, есть и сироты. Но чаще всего у 9 из 10 детей, находящихся в приюте, есть родители. И нахождение таких детей в стенах учреждения, а не в своей семье, говорит не о фактическом сиротстве, а о социальном – сирота при живых родителях. Тяжёлая жизненная ситуация, в которой может оказаться любой из нас, говорит о том, что не все дети, живущие в приюте, пришли в него из неблагополучной семьи. Судьба каждого ребёнка – особенная, пожалуйста, учитывайте это.

2. Благотворительные мастер-классы, проводимые для воспитанников волонтёрами БОО РТ «Детям» не являются обязательным мероприятием, это не урок и не принудиловка. Вход воспитанников – свободный. Впрочем, и выход тоже! Нравится – ребята мастерят, не нравится – уходят заниматься своими делами.

Наша задача - познакомить детей с новыми видами прикладного творчества, знаний, профессий,  помочь освоить основные приёмы, и, конечно же, попытаться увлечь самой идеей мастерить и строить будущее  своими руками. Кулинарные мастер-классы позволяют детям самостоятельно освоить навыки приготовления пищи, ведь в условиях проживания в приюте, как, впрочем и в других социальных учреждениях, не предусмотрено участие воспитанников в приготовлении еды. Наша задача не заполнить свободное время, не повеселить, а помочь детям получить навыки и умения, которые они могут в дальнейшем использовать самостоятельно.

3. Помните, пожалуйста, что мы пришли в гости. Не забываем вторую обувь и ведём себя в рамках приличия – максимально вежливо. Здороваемся с коллективом и детьми. Банально? Но порой некоторые забывают…

4. Опыт показывает, что как волонтёры, так и дети не всегда готовы "с разбегу" начать знакомиться и бросаться лепить, рисовать и кулинарить. Дети бродят за дверью, заглядывают в комнату, но не заходят. Чаще любопытство пересиливает, особенно у девочек, и тех, кто помладше, и вслед за ними подтягиваются и остальные.

Тяжелее зазвать мальчишек, особенно тех, кто считает себя "выше всего этого баловства". Но юмор ещё ни разу не подводил, и даже "распальцованные" пацаны в итоге не отказывались принять участие в совместном мастер-классе. Причём, оказывалось, что именно это и является их увлечением.

То есть, как нам, так и детям, первый шаг порой сделать не просто.

Поэтому, просим волонтёров не стоять обособленной кучкой (такое тоже бывает), а самим подходить к детям и пытаться найти тот стиль индивидуальный общения, который позволит начать хотя бы совместный разговор, о затем и совместное творчество. Попроситесь К НИМ В ГОСТИ, пройдите в комнату, предварительно спросив разрешения войти. Представьтесь и позовите их К СЕБЕ В ПОМОЩНИКИ, ведь одни мы не готовы мастерить, не так ли? Когда вы видите, что ребёнок проявляет интерес, но стоит в сторонке, не торопитесь налетать на него как ураган, наблюдайте, попробуйте привлечь внимание. Попросите о помощи: где можно вымыть руки, как можно найти недостающие для вас ножницы или стакан - это поможет завязать разговор .

5. Помним о том, что мы мастерим ВМЕСТЕ, а не ВМЕСТО детей. Мысленно бъём себя по рукам, когда хочется сделать самому, но лучше. Если вы видите, что ребёнок САМ пытается выполнить работу, если он не безучастен – просто помогайте, но не перехватывайте у него инициативу. Привлекайте детей не только к совместному мастерству, но и к подготовке и завершению процесса. Не стоит в одиночку мчаться мыть овощи или по завершению мастер-класса самому разыскивать веник и совок. Мы всё делаем вместе!!! Поэтому, не забываем поглядывать на часы – наше занятие от начала и до конца (включая уборку) должно занимать не более 1,5 часа, мы должны ВМЕСТЕ НАЧАТЬ и ЗАВЕРШИТЬ занятие. За большее время все просто физически устают.

6. Да, дети нас теперь уже ждут, и каждый раз спрашивают, чем же мы займёмся на очередном мастер-классе, но порой им хочется побыть одним. Приход волонтёров БОО РТ «Детям» не является чем-то из ряда вон выходящим. Мы не единственные волонтёры и благотворители, которые приходят в приют к детям. Иногда подобные визиты бывают настолько часто, что дети устают от обилия посторонних. К сожалению, у каждого их детей нет своей индивидуальной комнаты, в которой он мог бы побыть в одиночестве. Поэтому, стоит спокойно относиться к тому, что ребёнок не всегда желает присоединиться к совместному занятию.

7. В условиях коллективного проживания, да ещё большого количества гостей переизбыток эмоций, даже положительных, может негативно отразиться на поведении детей после нашего ухода. Особенно это относится к малышам. Да, они обожают повеселиться, побегать и поскакать вместе с волонтёрами, но поставьте себя на место воспитателя и самого ребёнка. Когда, вы уходите, она один на один остаётся с перевозбуждённой малышнёй, которую порой даже спать невозможно уложить. Да и сам ребёнок вряд ли осознаёт причины своего перевозбуждения. Старайтесь не навредить своими действиями, тем более, что у всех малышей, независимо от того, где они воспитываются, с родителями или в приюте, нервная система ещё незрелая.

8. Многие волонтёры готовы принести с собой сладости для малышей. Пожалуйста, помните о том, что практически у всех маленьких детей - аллергия и на сладости в группе дошколят наложен запрет. Сушки, сухарики, несладкое печенье, фрукты (кроме цитрусовых) и сухофрукты – вот разрешенные угощения.

9. Чем бы мы не занимались – всегда помним о технике безопасности. Иголки и ножницы, ножи и тёрки – всё это в неумелых руках может привести к травме. Но если ребёнок занимается под пристальным вниманием взрослого, который подсказывает и показывает, как правильно пользоваться инструментами и как вести себя, то неприятности обходят нас стороной, как в приюте, так и дома.

Если всё же вы оказались в нештатной ситуации:

- не паникуйте, даже если вы не знаете, как поступить - ваше настроение передаётся детям

- в первую очередь обратитесь к взрослым сотрудникам учреждения, если их нет поблизости ( а такого категорически не должно быть! На каждом занятии ОБЯЗАТЕЛЬНО присутствует представитель учреждения)– попросите кого-либо из волонтёров или детей помочь вам

- проконтролируйте, чтоб ребёнка до медпункта ОБЯЗАТЕЛЬНО сопровождал взрослый

- если рана сопровождается кровотечением, постарайтесь избежать попадания крови на предметы и пол

- если кровь попала на другого человека, и на предметы – обязательно привлеките медика для дезинфекции

Всё сказанное выше является моими собственными наблюдениями, надеюсь, они вам помогут!

Надеюсь, что благодаря вашим дополнениям, коллеги, эти заметки превратится в полноценное руководство к действию, которое поможет избежать нелепых ошибок в будущем и получить ожидаемый результат в полном объёме.

Какой результат? Знания и навыки, умения И ЛИЧНЫЙ ОПЫТ тех, к кому мы приходим в гости – воспитанников приюта! А также удовольствие от совместного творчества.

Дополняйте ваши заметки в данную памятку!

С уважением, Юсыпей Галина

Памятка волонтера

- Всё что вы ни делаете - вы делаете для себя, посему не рассчитывайте на благодарность. Награда волонтера – удовольствие от того, что его работа приносит пользу детям.

- Не превращайтесь в рыцаря-одиночку, это позволит избежать крупных ошибок и действовать эффективно.

- Если вы пришли к кому-то, кто уже занят делом, и вам показалось, что вашу помощь не оценили, не расстраивайтесь, это у вас пройдёт.

- Если вы не индульгируете и не играете в благородство, делайте добрые дела открыто. Да, это налагает ответственность, но иной путь опасен для дела.

- Не спешите делать добро, иначе оно может превратиться в зло. Сначала полностью уясните ситуацию, определитесь, сможете ли вы помочь этому ребёнку, учреждению, чем, в каком порядке и как быстро.

- Помните - помочь можно только тому, кто сам хочет помочь себе, иначе вы просто посадите его себе на шею.

- Необходимо быть компетентным, иначе в органах и учреждениях, с которыми вы будете сталкиваться, вы не сможете получить понимание и поддержку.

- Учреждения блюдут свой менталитет. Необходимо быть настойчивым, выдержанным и вежливым. Помните, чиновник боится потерять своё место и главное в его работе - отчётность. Но и там работают люди и к ним можно найти подход.

- Никого из опекаемых не пускайте в свою личную жизнь, дом, не давайте домашний телефон, иначе вы лишитесь части авторитета и крепости, которая даёт вам силы.

- Вы не Бог. Вас ждут неудачи и разочарования, не ждите 100% результата, если вы поможете 5 из 20 детей, с которыми вы работали, это отличный результат. Если вы одного из них выведете в люди - ваша жизнь уже прожита не зря.

- Не берите на себя ответственности больше, чем сможете переварить. Если вы не рассчитали свои силы и не успеваете вовремя сделать то, что обещали, предупредите вовремя других волонтеров и попросите помочь, в противном случае вы можете подвести многих людей.

Рудов А. (Проект "К новой семье" )